Дакар
Дакар: кто, где, когда
/1979 год/
В 1979 году во Франции, в местечке Трукадеро стартовал первый в своей истории «Париж-Дакар». На старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. До финиша добрались 74 экипажа. Первым победителем в классе мотоциклов был Сирил Невеу (Yamaha). Первыми автомобильными командами были Genestier, Terbiaut и Lemordant (Range Rover). Гонка привлекла к себе огромное внимание.
/1980 год/
Начиная с 1980 года такие крупные автомобильные компании, как Yamaha, Volkswagen и BMW стали нанимать команды для участия в этом ралли-рейде. Количество гонщиков увеличилось с 170 до 216, кроме того, был добавлен новый класс: грузовики. Первым победителем среди грузовиков был Sonacome, которым управляли Ataquat, Boukrif и Kaoula.
/ 1981 год /
Появлялись новые соперники, – вступили в гонку компании Rolls Royce и Citroen CX. Ключевым моментом стала победа Хьюберта Орайле, он стал новым лидером в гонках на мотоцикле. В 1981 году в марафоне впервые участвовал советский вездеход, причем он лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников.
/ 1982 год /
В гонке в два раза больше участников по сравнению с первой – 382. В 1982 году на заводе в Огайо, США, началось производство автомобилей Accord. Мотоцикл Honda XL500R побеждает в том же году на ралли «Париж-Дакар», а через год Honda возвращается в Формулу-1 — после 15-летнего перерыва.
/ 1983 год /
Mitsubishi Pajero побеждают в классе Марафон (немодифицированные серийные внедорожники) и завоевывают командное первенство (Best Team Award). Впервые трасса пересекла еще не изведанную пустыню Тенере: 40 водителей заблудились в песчаной буре. К счастью, все гонщики в течении четырех дней были спасены. А Хьюборт Орайле все выигрывал одну гонку за другой.
/ 1984 год /
Границы гонки расширились. Теперь она начала затрагивать Кот-д’Ивуар, Гвинею, Сьерра-Леоне и Мавританию. Число участников достигло 427 человек. Компания Porsche снарядила свою команду, которая заняла 6 место. А компания DAF вписала яркую страницу в историю автомобильного спорта. На трассу ралли-марафона «Париж-Дакар» вышел гоночный грузовик DAF оригинальной конструкции – с двумя двигателями и двумя кабинами (одна спереди, другая сзади).
/ 1985 год /
После двух предыдущих лет, когда ралли начиналось в местечка Де Ла Конкорд, в этом году гонка стартовала в Версале. Вот уже третий раз команда Mitsubishi Pajero выигрывает ралли. Хьюберт Орайли оставил BMW в этом году и сформировал команду Ligier-Cagiva.
/ 1986 год /
Черный год для ралли. Тьерри Сабин, певец Daniel Balavoine, журналист Nathaly Odent, пилот Francois Xavier-Bagnoud и радиотехник Jean-Paul Le Fur погибли при крушении вертолета. Пепел Тьерри Сабина был рассеян над пустыней и ажиотаж гонщиков заметно уменьшился.
/ 1987 год /
После гибели “пионера” ралли Тьерри Сабина руководство гонкой принял его отец – Гильберт Сабин. Компания Peugeot включилась в борьбу за первое место в классе автомобилей, и сразу же заняла первое место. Продолжалась битва между легендами в классе мотоцикла – Хьюбертом Орайли и Сирилом Невеу. Казалось, что победа уже в руках Хьюборта, но падение вывело его из гонки. Он сломал обе лодыжки. Борьба закончилась победой Сирила Невеу, и это была его пятая победа.
/ 1988 год /
Из Версаля отбыли 603 транспортных средства: 183 мотоцикла, 311 автомобилей и 109 грузовиков. Гонка совпала с десятой годовщиной «Париж-Дакар». Почти сто конкурентов преждевременно вышли из гонки, потому что маршрут первой алжирской стадии, El Oued, был особенно трудный.
/ 1989 год /
Новое место прохождения ралли – Ливия. Число участников, которые достигли финиша, превзошла все рекорды (из 473 участников 209 достигли финишной черты).
/ 1990 год /
Число соперников снизилось: 465 участников. Гонка опять проходит по пустыне Ливии. Команда Mitsubishi Pajero получила достойного соперника в лице команды Peugeot , которая в этом году выиграла гонку. Год знаменателен тем, что Хьюберт Орайли участвовал в ралли-рейде на багги.
/ 1991 год /
Гонщик Анри Ваттанен, выступавший за команду Peugeot, перешел в Citroen и выиграл для этой компании гонку на новом автомобиле. Это уже четвертая его победа. Одним из незабываемых моментов гонки было посещение ралли президентом Каддафи.
/ 1992 год /
Количество участников продолжает идти на спад, и Гильберт Сабин решает выбрать другой маршрут для рейда. Отправной точкой становится замок de Vincennes, а заканчивается трасса в Кейптауне. Главным новшеством стало появление GP. В этом же году по количеству побед француз Стефан Петрансель догоняет Хьюберта Орайли.
/ 1993 год /
Гонка вернулась к своему первоначальному маршруту: начало в Трокадео и финиш в Дакаре. Всего 154 участника – никогда еще не было так мало. Что касается соревнования между Стефаном Петранселем и Хьюбертом Орайли, в этот раз к финишу пришел Стефан, и это его третья победа. Пески Мавритании подготовили для Хьюберта Орайоли ловушку.
/ 1994 год /
Гонка опять начала привлекать к себе внимание. Гильберт Сабин и его команда ушли, уступив управление компании Amaury Sport Organization. Претерпел изменения и маршрут гонки, теперь он был фактически Париж – Дакар – Париж.
/ 1995 год /
Начало гонки перенесено из Парижа в Гранаду (Испания). Гонка теперь длилась только пятнадцать дней. Хьюберт Орайол стал менеджером гонки и мог лишь наблюдать, как его бывший соперник – Стефан Петрансель – побеждает снова.
/ 1996 год /
18-я гонка ралли-рейда. Постепенно он опять набирает популярность, привлекая все больше и больше участников. Ознаменован этот год дебютом команда КАМАЗ в тандеме с Московских и Кузьминым. Это только первая победа КАМАЗа, а впереди еще битвы с главным соперником – грузовиками фирмы TATRA .
/ 1997 год /
Впервые гонка началась в Дакаре. Сначала траса принимала форму петли: Дакар – Дакар, а далее она шла по пустыне Тенере. Также впервые один из этапов выиграла женщина – Ютта Кляйншмидт, в конечном счете придя пятой. Петрансель выигрывает свой пятый ралли-рейд.
/ 1998 год /
Дакар празднует 20 лет. Гонка началась в Париже, пересекала Испанию и закончилась в Дакаре. В очередной раз Стефан Петрансель выигрывает ралли, и это уже его шестая победа за 10 лет участия в гонке. Он выполнил свое обещание, выиграв в шестой раз.
/ 1999 год /
Гонка в третий раз начинается в Гранаде, столице Андалусии. BMW победил в классе мотоциклов с Ричардом Сэйнктом, спустя 14 лет после Гастона Рахье, и Renault победил с Жаном-Луи Шлессером, спустя 17 лет после братьев Marreau.
/ 2000 год /
22-я гонка теперь пересекала Африку с запада на восток, из Сенегала к Египту. Этот ход привлек новых участников, подняв число гонщиков до 400. Именно в этом году прозвучали первые угрозы со стороны террористов.
/ 2001 год /
Были введены изменения в правила, – например, экипаж машины теперь не мог вести с собой техника. Ремонт производился силами штурмана и водителя, либо вызывалась командная машина техподдержки из ближайшего бивака.
/ 2002 год /
В этом году громадная толпа народа прибыла в Гобелены, чтобы отпраздновать начало ралли. Спустя 24 года ралли «Париж-Дакар» стало одним из самых ярких событий в мире.
/ 2003 год /
25-я годовщина ралли «Дакар» – и необычный маршрут, заканчивающийся в Египте. Шестикратный победитель ралли в классе мотоцикла переходит в класс автомобилей и участвует за Mitsubishi . В классе мотоциклов одерживает свою третью победу Ричард Сэйнкт.
/ 2004 год /
Ралли идет от Клермон-Феррана до Дакара по традиционному маршруту: между Марокко и Сенегалом, через Мали, Мавританию и Буркина-Фасо. Петрансель добавляет в свою копилку еще одну победу, теперь уже в классе автомобилей. В классе грузовиков в четвертый раз выигрывает КАМАЗ-Мастер, команда Владимира Чагина.
/ 2005 год /
Свое начало ралли в этот год берет из Барселоны и идет по пескам Марокко, Мавритании, Мали и Сенегала. И вот уже вторая победа Стефана в классе автомобилей. КАМАЗ также лидирует в классе грузовиков. На сей раз победу одерживает Фирдаус Кабиров. Четырехкратный покоритель «Дакара» Владимир Чагин оставил все шансы на победу в Мавритании.
/ 2006 год /
Впервые гонка начинается в Лиссабоне. И сразу под прицел попадает борьба команд Mitsubishi и Vokswagen . Несмотря на все преимущества немецкой техники и уровня подготовки пилотов, Mitsubishi побеждает. В гонке грузовиков Владимир Чагин вырывает себе пятую победу.
/ 2007 год /
29-й по счету Дакар стартует из португальской столицы Лиссабона, как и год назад. Далее участники попадают в Испанию, откуда через Гибралтарский пролив на пароме будут переправлены на африканский континент. Там и начнутся главные испытания. По пескам Марокко, Мавритании и Мали они доберутся до столицы Сенегала. Общая дистанция ралли – 8696 км, из которых 5010 км приходятся на 14 спецучастков. Но из-за опасности нападения на участников со стороны террористов маршрут пришлось сократить до 7915 км.
На старт вышли 245 мотоциклистов, 185 легковых автомобилей и 85 грузовиков. Главная интрига ралли – противостояние заводских команд Mitsubishi и Vokswagen. За последние 20 лет японская команда одержала 11 побед, а с 2001 года ни разу не проигрывала. Борьба двух гигантов закончилась победой японцев. А лучшим результатом немецкой техники оказалось четвертое место.
Россиянин Владимир Чагин на своем КАМАЗе попал в аварию, налетев при обгоне в пыли на груду камней, на скорости в 110 км\ч КАМАЗ взлетел в воздух, несколько раз перевернулся и лег набок. Экипаж чудом остался жив. Лидерство возглавил Ханс Стейси на грузовике MAN , ближайший его преследователь был Ильгизар Мардеев, но он проигрывал два часа. Наша команда заняла второе место в общем зачете грузовиков. Вот таким был Дакар 2007.
/ 2008 год /
Дакара не будет. За несколько дней до Нового года в Мавритании активизировались боевики из сети Аль-Каида. В итоге “по рекомендации” правительства Франции организаторы пошли на этот шаг. Команда КАМАЗ-Мастер потеряла из-за срыва ралли 800 тысяч евро, экипировка и работа над машинами обошлась еще в миллион. Моральный ущерб и потеря доверия спонсоров неоценимы вовсе.
/2009 год/
Организаторы «Дакара» решили перенести его из песков Африки в земли Южной Америки. В 2009 году ралли проходит по территории Аргентины и Чили. Трасса от Буэнос-Айреса до Сантьяго включала в себя горные участки, перемежающиеся с равнинами, усеянными верблюжьей колючкой. В зачете грузовиков победили россияне – правда, не Чагин, а Фирдаус Кабиров. После финиша заключительного этапа соревнования начались «бумажные гонки» в классе внедорожников. Экипаж Леонида Новицкого участия в них не принимал, но с интересом следил за своим перемещением по итоговой таблице. В результате многочасовых торгов была зафиксирована следующая котировка экипажа – 8 место. Впревые в истории «Дакаров» наши гонщики поднялись на такую высоту. Россияне стали лучшими в заводской команде BMW.
/2010 год/
Россиянин Владимир Чагин одержал свою шестую победу на “Дакаре”, сравнявшись по числу титулов с Карелом Лопрайсом. В классе внедорожников всё было более непредсказуемым: Карлос Сайнс и Нассер Аль-Аттия вели упорную борьбу до последнего километра, но победил Карлос, во славу “Фольксвагена”. В зачёте мотоциклистов Сириль Депре обошёлся без сюрпризов, отпраздновав на финише уверенную победу. А лучшим квадроциклистом стал Маркос Патронелли, который на два часа опередил собственного брата Алехандро — сработал семейный подряд. Итальянка Камелия Липароти, которая тоже боролась за победу в классе квадроциклов, вновь оказалась не у руля. Это не первые ее гонки. На «Дакаре-2009» ей пришлось пересекать финишную черту интересным способом: ее дотолкали босоногие дети, одетые в свитера аргентинской футбольной команды.
/2011 год/
«Дакар-2011», он же ралли-марафон Аргентина-Чили. Старт 1 января 2011 в Буэнос-Айресе, финиш там же 16 числа. В «Дакаре-2011» принимают участие 430 участников из 51 страны мира:
146 джипов (134 в 2010)
183 мотоцикла (151 в 2010)
68 грузовиков (52 в 2010)
33 квадроцикла (25 в 2010)
Общая протяженность маршрута 9618 километров, 5020 из которых – спецучастки.
Спортивный директор «Дакара» Давид Кастера: «Я испытал огромное удовлетворение от возможности открыть для себя новые регионы. Мы отклонились чуть дальше на север от прошлогоднего маршрута. Это путешествие способствовало созданию интересного и разнообразного маршрута. Добраться до половины пути будет большим достижением для многих любителей, но обратный путь через пустыню Атакама, где 4 этапа будут изобиловать всеми мыслимыми и немыслимыми трудностями, будет ещё более сложным. Во время разведки маршрута мне больше всего понравились ландшафты, как будто сошедшие с экранов вестернов. Я думаю, участники ралли поймут, о чём я говорю, когда прибудут в местечко Чилекито, что на северо-западе Аргентины».
Ждем новых побед!
Родословная «Дакара»
Изначально ралли-марафон «Дакар» был одним из этапов Кубка мира по ралли-рейдам, однако из-за разногласий в технических регламентах он вышел из состава Кубка мира, оставшись при этом самым престижным состязанием в области автоспорта. Девиз марафона – “Поединок для участников. Мечта для зрителей”. Традиционный старт – аккурат после Нового года.
Несмотря на название, это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли. Местность, которую проходят участники, намного сложнее, да и автомобили – настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство спецучастков проходят по дюнам, грязи и скалам.
Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторали «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Ее инициатором был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в Ралли Абиджан-Ницца. Его обнаружили кочевники, он был в полном истощении. Сабин вернулся во Францию, глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с как можно большим количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку; путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, то есть из Европы маршрут шел в Алжир и в конце концов приводил участников в Дакар. Замысел быстро воплотился в жизнь.
Как же это было? На старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. Единственный день отдыха был 8 января 1979 года в Гоа. В итоге на финиш пришло 74 экипажа.
В первой гонке «Париж-Дакар» не было раздельного зачета, как сейчас (мото, авто и грузовики), а потому никому в те времена неизвестный француз Сирил Неве на своем мотоцикле Yamaha 500XT стал единственным победителем первого трансатлантического марафона. И хотя Неве противостояли очень серьезные соперники, в том числе Жиль Комте, пользующийся заводской поддержкой Yamaha, он своего шанса не упустил. Примечательно, что Сирил Неве одержал победу, так и не выиграв ни одного спецучастка.
Из всех участников первого марафона особо следует выделить Мартину де Кортанз первую женщину, финишировавшую на мотоцикле. Кстати, на старт гонки вышло 7 женщин!
С годами число участников ралли увеличилось в разы. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.
Как известно, «Дакар» открыт для всех, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на серийных автомобилях, оборудованными лишь необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те, кто хотят выйти в лидеры, ищут технику посерьезней.
Автомобили и классы
Три основных класса на «Дакаре» – это мотоциклы, автомобили (от багги до небольших грузовиков) и грузовики. Производители используют жесткие условия гонки как тестовую площадку и, соответственно, как возможность продемонстрировать надежность своих машин, хотя большинство из них сильно модифицированы.
Изначально в гонке доминировали европейские марки как Land Rover, Range Rover, Toyota Land Cruiser, Mercedes Gelandewegen и Pinzgauer. Другие производители как Rolls Royce, Citroen и даже Porche представляли сильно модифицированные варианты стандартных моделей. Жан Луи Шлессер (Jean-Louis Schlesser) построил серию специализированных багги и несколько раз занимал на них лидирующие позиции. В 2006 году на «Дакаре» представлены Mitsubishi (Pajero/Montero), Nissan, Hyundai, Mercedes и даже американский Hummer.
Среди грузовиков соревнуются Татра, КАМАЗ, Hino, MAN, DAF и Mercedes-Benz Unimog. В 1980х сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к машинам с двойным двигателем и мощностью более 1000 лошадиных сил. Позднее гонку завоевали Татра, КАМАЗ и Perlini.
В классе мотоциклов фаворитом и лидирующей маркой на данный момент является KTM. BMW выпускал модель мотоцикла «Dakar», но прекратил участие из-за доминорования KTM.
В настоящий момент главные соперники в классе легковых автомобилей это Volkswagen, Mitsubishi и Nissan, в классе мотоциклов – KTM и Yamaha Motor Corporation. После 2000 года возобновилось соперничество у грузовиков между DAF, Tatra, Mercedes-Benz и КАМАЗом.
Достижения и поражения
В 2004 году француз Стефан Петрансель, лидировавший в классе мотоциклов большую часть 90-х, взял гран-при на джипе Мицубиси, став первым пилотом одержавшим победу и на 2-х, и на 4-х колесах. Он повторил свою победу в классе джипов в 2005 году. На сегодняшний день Петрансель является девятикратным победителем «Дакара».
Ралли «Париж-Дакар» помнит и немало трагических случаев. В 1982 году Марк Тэтчер, сын премьер-министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на шесть дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком: у машины сломалась рулевая тяга. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета, экипаж не пострадал. Но не всем гонщикам сопутствует удача. В 1986 году в результате крушения вертолета ушел из жизни отец-основатель ралли Тьерри Сабин, и с ним еще четыре человека. В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.
Последний маршрут из Парижа в Дакар был организован в 1994 году; это единственный раз, когда ралли прошло по кольцу от Парижа до Дакара и назад в Париж. Из-за жалоб мэра Парижа финиш был перенесен с Елисейских Полей в Евро Диснейлэнд. В последующем маршрут ралли претерпел новые изменения:
• 1999: Гранада – Дакар
• 2000: Дакар – Каир
• 2001: Париж – Дакар
• 2002: Аррас, (север Франции, 160 км от Парижа) – Мадрид – Дакар
• 2003: Марсель – Шарм Эль Шейх
• 2004: Клермонт-Ферран – Дакар
• 2005: Барселона – Дакар
• 2006: Лиссабон – Дакар
В 2008 году впервые за историю «Дакара» соревнование было отменено из-за угрозы террористических акций, после чего от греха подальше гонка перекочевала из Африки в Южную Америку.
Еще немного интересностей
Маршрут гонки менялся не раз. До 1988 года участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.
В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной – Париж-Дакар-Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.
В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.
В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар-Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала собирались устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.
Интересно, что ранее официальная газета Ватикана, L’Osservatore Romano выступила с критикой в адрес ралли, по мнению газеты, «Дакар» — кровавая и безответственная гонка. Представители Ватикана заявили, что «ралли „Дакар“ не имеет ничего общего со здоровым соревнованием. За ним тянется кровавый след, который подчеркивает насильственную составляющую, лежащую в основе любой попытки экспортировать западный образ жизни на Восток…
Ну а в 2008 году марафону «Париж-Дакар» исполнилось тридцать лет. За это время в нем успели принять участие около 13500 человек, которые в общей сложности проехали по территории 21 страны. Правда, свой юбилей «Дакар» отметил уже в Южной Америке. Зато отношение местного населения было – пальчики оближешь!
По материалам портала dakar.4×4.by
Икс-файлес от Икс-рейд
Не секрет, что на местности гонщики ориентируются по роудбуку – толстому блокноту, в котором схематично отмечены повороты, опасные места и контрольные точки. Вещь эта в пути незаменимая: ведь заблудиться где-нибудь в пустыне, посреди бескрайнего моря песка, проще простого.
На раллийном сленге роудбук называют книжкой-раскраской для детей старше 30-ти, потому что он вдоль и поперек исчиркан разноцветными пометками. А иногда страницы еще и мнут, чтобы они не слиплись и штурман сгоряча не перепутал бы участки дороги. Диктовать маршрут штурман должен без ошибок, быстро находя нужную информацию, а значит, к новому этапу лучше готовиться с вечера.
Штурман пилота команды BMW X-Raid Леонида Новицкого – не исключение, а даже как бы наоборот. Андреас Шульц – немец. По вечерам он идет в столовую, прихватив фломастеры и блокнотик с русскими словами, трудолюбиво обводит кружочками опасные места и пишет латиницей: “uzko”, “yama”, “beregis'”… Кому-то это спасет жизнь.
Однако для человека непосвященного все эти значки, стрелочки и закорючки выглядят абракадаброй, загадочным шифром, который многие и рады бы разгадать, да не знают как. Мы вместе с командой BMW X-Raid решили исправить это досадное недоразумение. С сегодняшнего дня мы начинаем знакомить вас с дорожной книгой марафона «Дакар-2011», по мере сил поясняя, что на ней изображено. Вот они, секретные материалы – икс-файлес от икс-рейд.
Страница роудбука читается сверху вниз. Вначале крупными буквами указан километраж: сколько километров от начала этапа прошло. Каждый квадратик роудбука описывает какой-нибудь участок дороги и ее особенности. Километраж указан крупными буквами, а в правом нижнем квадратике помечено, через сколько километров после старта появятся ямы – обозначено значками. Фиолетовая стрелка обозначает дорогу: если она прямая, а не пунктирная, это говорит о том, что дорога в принципе есть. Грунтовая или не грунтовая, но есть. Стрелка, ведущая вниз, показывает нам, что этот участок завершается спуском. В квадрате справа отмечен градус наклона трассы, а в левом нижнем углу этого же самого квадрата находится цифра, которая нам говорит, сколько километров после начала этапа осталось до финиша.
Поглядим на другой квадрат, обозначающий участок, который начинается с 385-го километра после начала этапа. Стрелочка на нем не прерывается, но идет пунктирной линией и как будто врезается в дюны, обозначенные желтым цветом, а рядом – сразу два восклицательных знака. Повышенная опасность! В правом нижнем углу у нас 4,5 км – это означает, что через 4,5 км после 385-го км начинается то, что будет в следующем квадрате. А следующий квадрат штурман Андре себе пометил красным фломастером как “bez dorogi” – в этот момент он должен крикнуть Новицкому, что сейчас начнется бездорожье. Стрелка идет пунктиром, вниз – значит, будет уклон и надо внимательней в оба, потому что впереди сложные участки. От конца этого отрезка до финиша остается 37,5 км.
Дальше указано, что есть перед дюнами поворот и оговорено, что водителям грузовиков надо ехать между дюнами. У каждой развилки, каждого тупика есть свое обозначение. MVS – камни, P – наличие грунтовой дороги, поверх которой шульцевским фломастером написано “uzko” – значит, очень узкая дорога. Еще есть флажок с часиками – это означает контрольные участки этапа, те самые две-три контрольные точки, проходя которые, экипаж понимает, где он находится на данный момент.
Продолжение следует.
Короткий штурманский ликбез проводит менеджер команды BMW X-Raid Олег Тюпенкин
– Дорожная книга – очень важная вещь. Вечером перед гонкой ее выдают экипажам, чтобы штурманы могли изучить предстоящую дорогу, в ней содержатся все данные о ближайшем этапе. В классическом ралли это называется стенограмма. Различие в том, что в ралли пилот и штурман проезжают по маршруту и помечают опасные моменты трассы, повороты и т.п. А на “Дакаре” это делает генеральный штурман. Он составляет описание маршрута, которое содержит информацию о расстоянии до финиша, лиазонах и всех привязках. Касаемо спецучастка указано, дорога будет или бездорожье, грунтовка или песок. Описание дается в виде значков. Всего их порядка 70-ти.
“Плюс-минус и корень квадратный” – означает, что впереди проблемы с видимостью. Буква Р – дорога есть, стрелочка вниз – уклон. Буквы QT – необходимо уйти, уход с дороги. Е3 – узкое место. МVS – это камни. А еще есть fesh-fesh – песчаные ловушки, в которых на глубину полметра-метр лежит белая пыль, которая затягивает машины и людей.
Если в дорожной карте обозначено то или иное препятствие или опасность, степень этой опасности отмечена восклицательными знаками. Один восклицательный знак означает “внимание”, два – “особое внимание”, три – “предельное внимание”, а четыре – это нецензурное слово, означающее, что все очень плохо.
Водитель и штурман по-разному воспринимают дорогу и оценивают возможности автомобиля. Штурман часто пытается перестраховаться. Помню, когда я был штурманом Леонида Новицкого, я, если видел, что нарисована “яма !” (на слух воспринимается как яма-один), говорил на всякий случай “яма !!” (яма-два). Правда, это работало только первое время, а потом Новицкий меня раскусил, и перед реальным препятствием пришлось кричать “ЯМА-ТРИ! ЧЕСТНО!”
Штурманское дело для начинающих
В последнее время любительский автоспорт получает все большее и большее развитие. Растет число любительских экипажей принимающих участие в различных соревнованиях, усложняются трассы. То состояние, в котором пребывал автоспорт в середине – конце 90-х годов, начинает плавно изменяться в лучшую сторону и в этот вид спорта приходит все больше «новичков». Следствие этого процесса – возникающие вопросы, ответы на которые есть у опытных спортсменов. Тем не менее, профессиональные советы бывают сложны для восприятия вследствие «информационной перегрузки»: обилие новой информации, непонятных терминов, меняющихся от соревнования к соревнованию требований, особенности расчетов…. Иногда, особенно на «начальной стадии привыкания», полезнее выслушать не столько профессионала, сколько такого же «начинающего», который лучше помнит на какие именно «грабли» он наступил сам и уже разобрался с тем, что было сделано неправильно. А опытному спортсмену сложнее представить эти ошибки потому, что его мыслительный процесс мгновенно идет «ширшее и глубже» (с), охватывая все случаи его богатой спортивной жизни. В результате к началу второго часа повествования новичок, осознав собственное ничтожество и полностью отупев, понимает, что лучше он будет тихо возить тещу с рассадой на дачу…
Итак, представляю вам ралли – глазами полнейшего «чайника» с минимальным опытом участия (то есть моими).
Основные термины, которые будут встречаться в тексте статьи: Ралли – соревнования, принцип которых заключается в том, чтобы за отведенное время попасть из точки «А» в точку «Б» по определенному маршруту с определенной скоростью Экипаж – два человека в одной машине, подавшие заявку на участие в соревновании.
Команда – несколько экипажей, принимающих участие в соревновании. Зачет обычно – по показателям двух лучших экипажей.
Пилот (новое, утвержденное нормативными документами название «1-ый водитель», но мне кажется, что для краткости и образности лучше сохранить старую версию) – водитель, который в данный момент времени находится за рулем автомобиля.
Штурман (новое, утвержденное нормативными документами название – «2-й водитель») – ну это как в самолете человек справа от пилота, отслеживающий курс движения экипажа по маршруту осуществляющий расчеты скорости движения и времени. Обычно он в «момент Х» уверенно тычет пальцем в Дорожную книгу и безапелляционно заявляет: «мы здесь!». Приходится в это верить.
Дорожная книга (образец в виде изображения) – перечень пунктов следования от старта до финиша.
Контрольная карта (образец в виде изображения) – карта, в которой судьи отмечают время прибытия/убытия экипажа в точку контроля перемещения по маршруту и штрафные очки (они же – пенализация).
Пенализация – штрафные очки, начисляемые экипажу. За что начисляются штрафные очки – указывается в Регламенте соревнования
Регламент соревнования – правила, определяющие порядок проведения данного соревнования.
Маршрутный лист – перечень этапов соревнования с указанием расстояния, средней скорости на этапах маршрута и времени, отведенного на прохождение этих участков. Штурманское оборудование – секундомер (один или два), часы, калькулятор (лучше программируемый) ручка (несколько и разных цветов), «штурманский свет» (подсветка , устанавливаемая в салоне автомобиля в том случае, если штатной подсветки нет или она недостаточна), штатное устройство измерения расстояния (одометр), или дополнительно устанавливаемое оборудование измерения расстояния (велокомпьютер, терратрип, тверь-трип, компьютер со специально написанной программой).
Сокращения, встречающиеся в Регламенте, Дорожной книге, Маршрутном листе:
Судейские пункты (места, где в машинах или кустах прячутся судьи) бывают контактные и бесконтактные. Бесконтактные надо проезжать не выходя из машины (но не забывать отмечать время проезда и расстояние – это вполне может оказаться старт или финиш). На контактных – выходить и в свою расчетную минуту подавать Контрольную карту в судейскую машину. В Регламенте обычно дано описание обозначения всех судейских пунктов.
КВ – пункт Контроля Времени (картинка). Также называется отрезок пути (этап соревнования). КВ может содержать одно или несколько ДС (см. далее).
КП – пункт Контроля Прохождения (картинка) участников. (Обычно ставится там, где можно, заблудившись, проехать иной дорогой или составителю трассы зачем-то нужно чтобы вы потеряли время (на контактном КП)
ВКВ – пункт Внезапного Контроля Времени (картинка)
ВКП – Внезапный Контроль Прохождения (картинка) – обозначается аналогично КП.
ДС – Дополнительные Соревнования (вводятся для того, чтобы ралли были более интересными и насыщенными).
СУ – Спец Участок (термин применяемый в «боевых» соревнованиях.)
РД – Регулярное Движение (ехать с заданной средней скоростью на этапе от старта до финиша)
РДС – Регулярное Движение Сочлененное
РУ – Режимный участок
РГ – Режимная Гонка
РТ – Разгон-Торможение (почти как в автошколе)
СЛ – Слалом
ССЛ – Спринт-Слалом
СП – Спринт
ДГ- Дорожная Гонка
С чего начинается «гонка»?
Разумеется, с внимательного ознакомления с Регламентом соревнования. Это нужно для того, чтобы понять – ехать ли вообще, как ехать на каких участках маршрута, а также за что, когда и сколько штрафных очков («размер пенализации») могут начислить и какие документы определяют порядок подачи претензий (протестов или заявлений) и другие полезные сведения.
Затем необходимо подать заявку на участие и уплатить стартовый взнос, размер которого определяется организаторами соревнования.
Явки на старт соревнования и прохождения обязательной процедуры ТО (ТИ). ТИ – Техническая Инспекция, определяющей соответствие транспортного средства, заявленного к участию в соревновании тому, на котором вы приехали (наш народ способен заявиться на инвалидной коляске и приехать на феррари), а также соответствию этого транспортного средства требованиям ПДД (в минимальной конфигурации – наличие талона техосмотра, света, действующих тормозов, звукового сигнала, действующих щеток лобового стекла, знака аварийной остановки, огнетушителя, аптечки).
Получения и внимательного просмотра Дорожной книги и Контрольной карты. Возможны типографские ошибки и пенять придется на себя, если вдруг через три часа гонки выяснится, что за 20 листом дорожной книги следует 38. Потеря ориентировки на местности – это равносильно сходу участника, потому, что контрольные пункты, на которых следует отметиться могут быть в изобилии расположены как раз на этом «исчезнувшем» отрезке пути.
Сверки своих часов с судейскими. Неважно как идут ваши часы. Официальное время соревнования записывается в протоколы и в Контрольную карты с судейских часов.
Внимательно посмотреть – нет ли изменений в дорожной книге, вывешенных обычно на стартовом судейском пункте (т.н. «красной легенды») или информационных бюллетеней и, если таковые имеются, переписать изменения в соответствующие места дорожной книги и ознакомиться с содержанием бюллетеня.
Просчета ВСЕЙ дорожной книги по всем этапам, где это возможно, потому, что это будет некогда делать во время самого соревнования. Во время соревнования возможно будет лишь вносить корректировки. Позиции Дорожной книги можно просчитать везде, где указаны расстояния, скорость движения на этапе и дана «привязка к местности» (позиции Дорожной книги). Отсутствие хотя бы одной составляющей (так называемая «слепая позиция») – скорости или расстояния лишает участника возможности просчитать эту часть маршрута на старте. Это не страшно – просто надо будет эту информацию «взять с дороги», то есть при проезде нарисованной позиции отметить расстояние (если оно отсутствует в соответствующей графе Дорожной книги), посмотреть на знаки, регламентирующие скорость (или вспомнить те, которые регламентировали скоростной режим ДО этой позиции и еще действуют, согласно ПДД) и сосчитать время.
Обнулить показания всех приборов (секундомер, одометр, велокомпьютер, терратрип) на старте (и затем повторять эту процедуру на каждом пункте КВ).
Стартовать.
Задачи, стоящие перед экипажем во время движения по маршруту соревнования:
Проехать маршрут строго в соответствии с Дорожной книгой (не заблудиться на маршруте). Маршрут и все необходимые сведения для движения по нему указаны в Дорожной книге и Маршрутном листе. От позиции до позиции участники едут, руководствуясь дорожными знаками скорости и направления движения и ПДД. Составители Дорожной книги указывают в ней не все позиции присутствующие на местности, иначе сей труд напоминал бы многотомное собрание сочинений вождей мирового пролетариата. Следовательно, неуказанный перекресток или ответвление дороги надо проезжать по прямой или по главной дороге (если есть знак направления главной или «единственно разрешенное направление движения»). Разумеется, если к асфальтовой дороге, по которой вы едете вдруг будет примыкать (пересекать) более узкая (грунтовая, покрытая плитами или гравием кривая дорожка ) или даже магистраль к новорусской даче) , ехать туда не надо, если расстояние отличается от того, которое указано для данной позиции.
Отметиться на всех судейских пунктах, где это нужно. Понять, где нужно отмечаться, а где не нужно можно из судейских щитов, обозначающих данный судейский пункт (см. обозначения).
Выполнять нормативы времени на каждом этапе соревнования и при этом не нарушать ПДД.
Контролировать записи в Контрольную карту – порядок записей и время, проставляемое судьями.
Доехать до конца маршрута и, если получилось, победить в соревновании.
Обязанности пилота и штурмана на время соревнования:
Пилот должен:
1. четко выполнять все команды штурмана. Образно говоря, если пилот видит справа глухой бетонный забор и слышит команду штурмана «направо, скорость 90 км,ч», то ДОЛЖЕН повернуть направо и развить скорость 90. До характерного звука или до следующей команды штурмана
2. Уметь вовремя и в правильной последовательности крутить руль и нажимать на педали
3. Хорошо ориентироваться в дорожной ситуации
4. «Чувствовать» траекторию движения машины, владеть навыками фигурного вождения и знать, как машина реагирует на действия, редко применяемые в дорожной ситуации.
Штурман должен:
1. Уметь быстро считать на калькуляторе (если он по тем или иным причинам не работает с дорожным компьютером, делающим все за него)
2. Обнулять показания всех приборов на каждом КВ и старте каждого ДС.
3. Перед стартом просчитать время, требуемое на прохождение каждого участка дорожной книги и после старта контролировать опережение (опоздание) от расчетного времени при движении от позиции к позиции.
4. Отслеживать движение по маршруту и сообщать пилоту расстояние до следующей позиции Дорожной книги, скорость движения на каждом конкретном участке маршрута, время, отведенное на его прохождение, и «вводные» для «ориентирования на местности». Разумеется форму и терминологию каждый экипаж выбирает самостоятельно. Минимум информации для пилота может выглядеть, например, так: «Проехали знак «Конец деревни «Гадюкино», опоздание – 40 секунд от расчетного времени. Через два с половиной километра перекресток со знаком «Стоп». Перекресток проезжаем прямо, скорость движения на этом участке – 70 км/ч.». Рекомендую вычеркивать те позиции в дорожной книге, которые уже проехали. Это облегчает ориентирование.
5. На контрольных пунктах предъявлять судьям Контрольную карту, куда они вносят контрольное время, и сверять свои часы с судейскими на каждом контрольном пункте во избежание судейских ошибок.
6. В случае отставания (опережения) от нормативного времени сообщать пилоту о величине отставания (опережения) с тем, чтобы тот мог, если позволяет дорожная ситуация и скоростной режим, предписанный ПДД на данном участке дороги, уменьшить опоздание или опережение.
7. Корректировать расхождения пройденной дистанции, определяемые штатными приборами автомобиля (одометр) или нештатными приборами с теми, которые указаны в дорожной книге, и учитывать эти расхождения в расчетах расстояния, скорости и времени.
8. В случае скопления участников на судейском пункте, выходить (выбегать) из машины и подавать судьям контрольную карту в минуту, соответствующую расчетной (заданной) с тем, чтобы избежать потери времени в связи с творящейся неразберихой и не получить дополнительного опоздания.
Ну а теперь, когда вы уже достаточно напуганы и перестали соображать что к чему – самое время подробно углубиться в то, ЧТО и КАК надо считать штурману.
ЧТО считать, ЗАЧЕМ считать, КАК считать, штурману и, главное, КАК по этим расчетам двигаться экипажу при различном “материально-техническом оснащении”.
Вы хотите “только попробовать”, еще не совсем уверены нужно ли вам это все и не хотите вкладывать средства семейного бюджета в различные “спортивные” и “околоспортивные” приборы, элементы конструкции автомобиля и предметы, составляющие набор фетишей уважающего себя раллиста 3-ей категории.
Итак, рассмотрим минимальную конфигурацию. Она же – самая сложная для осуществления вычислений.
Это означает, что из приборов у вас ШТАТНЫЙ ОДОМЕТР; ЭЛЕКТРОНЫЫЕ ЧАСЫ, показывающие “часы, минуты, секунды”, которые сделаны в подпольных мастерских Гонконга и куплены в ближайшем ларьке “Пиво-Соки” за 20 руб., СЕКУНДОМЕР и НЕПРОГРАММИРУЕМЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР, одолженный у милой бухгалтерши на работе. (Как уже говорилось, это самый тяжелый вариант, но, надо заметить, что когда-то он был единственно возможным).
Научившись ездить с ЭТИМ набором вычислительно-измерительной техники, вы сможете со слезой благодарности оценить пользу, принесенную человечеству развитием и продвижением научно-технического прогресса в массы и, главное, поймете что к чему на всю оставшуюся жизнь. Настраивайтесь на одновременное решение многозначных задач.
Пролог:
Вы изучили Регламент, отважно посетили страшное место Административной Проверки, уплатили стартовый взнос, получили стартовый номер, увидели себя в стартовой ведомости и ведомости явки на ТИ. В числе прочих нужных и рекламных бумаг вам выдали (или вы перерисовали с “образца”) первую в вашей жизни СХЕМУ с загадочным названием “ТАРИРОВОЧНЫЙ УЧАСТОК”.
Что это и зачем надо? У составителя маршрутных документов (Дорожной книги и Маршрутного листа) одна машина (а значит и диаметр колес и точность приборов для измерения расстояния), а у вас – вовсе даже и другая ;). И поэтому там, где приборы составителя показывают 1,26 км, у вас может быть ЧТО УГОДНО ДРУГОЕ. Как с этим бороться:
ОТТАРИРОВАТЬ ОДОМЕТР. Что это значит? Это значит последовательность следующих действий:
Действие 1 – Приезжаете в первую точку тарировочного участка и ОБНУЛЯЕТЕ ПРИБОР ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ. (т.е. одометр)
Действие 2 – Приезжаете во вторую точку тарировочного участка и ЗАПИСЫВАЕТЕ РАССТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЕТ ВАШ ПРИБОР ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ.
Действие 3, 4, 5…N – Приезжаете в следующую по порядку точку и повторяете Действие 2 до тех пор, пока не доедете до конца тарировочного участка. В последней позиции записываете расстояние, которое показывает ваш прибор.
Теперь – вычисляем ТАРИРОВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, потому, что показания ваших приборов наверняка расходятся с расстояниями тарировочного участка, которые задали составители маршрутных документов.
Теперь для каждой позиции проверяем, совпадает ли показания ДК (тарировочной), умноженные на коэффициент с тем, что показывал наш прибор. Если точность совпадения составляет 50 – 100 метров с тем, что указано составителем, значит можно округлить цифру до 3 знаков после запятой и запомнить эту цифру до конца соревнования.
Пример: Составителем задано, что расстояние тарировочного участка (Sт) от точки А до точки N составляет 15,85 км. Ваш одометр показывает, что это расстояние, которое вы честно проехали на своей машине (Sвм) равно 18,2 км. Вычисляем тарировочный коэффициент К:
Sвм / Sт = К
Для описанного случая он составит 18,2 / 15,85 = 1,1482649….
Округляем до 1,148 и пользуемся этим коэффициентом при расчетах.
ТЕПЕРЬ – От пролога к ГЛАВНЫМ ЗАДАЧАМ:
1. ЧТО считать, КОГДА, ЗАЧЕМ, КАК и какие действия предпринимать после проведения расчетов:
ПЕРЕД СТАРТОМ
1.а. Если вы получили Дорожную Книгу ДО старта – ВАМ СКАЗОЧНО ПОВЕЗЛО, организаторы – не звери, а люди (или неявные садисты) или они просто не подумали, или это все неспроста и надо ждать подвоха уже в ближайшее время). Потому, что это означает, что вы можете сразу сделать два расчета:
1.а.1 ПЕРЕСЧИТАТЬ РАССТОЯНИЯ Дорожной Книги с учетом тарировочного коэффициента. Что это означает на практике? А то, что вы тупо берете каждую цифирь в крайней левой колонке (расстояние от КВ (n) до следующей позиции) и умножаете на тарировочный коэффициент “К”. И вписываете полученное значение в эту же колонку. ЭТО ТО, ЧТО БУДЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ВАШ ПРИБОР, когда вы подъедете к этой позиции. Если этого не сделать, вы уедете не туда уже через несколько километров и будете тщетно искать в “той самой ” точке левый поворот, стоя на прямой улице, огороженной глухими бетонными заборами с двух сторон.
Если успеете, то после расчетов идеального времени движения (см. ниже) сделайте то же самое (т.е. введите поправку в размере тарировочного коэффициента) для т.н. ДЕЛЬТЫ – расстояния между двумя соседними позициями (вторая колонка слева в Дорожной книге). Это весьма поможет при “блуждании” на трассе, потому что, уехав “не туда”, поняв это и вернувшись к последней, правильно проеханной позиции, вы уже не можете восстановить точно показания одометра. Единственный способ продолжать движение – “ехать по дельте” до следующего судейского пункта КВ. Т.е. приехав в последнюю верно пройденную точку, ОБНУЛИТЬ одометр, и дальнейшие расстояния от позиции до позиции брать уже из 2-ой колонки слева, а не из первой, обнуляя, для простоты, одометр в каждой последующей позиции. Если в результате вы правильно доехали до КВ, дальше можно ехать уже по расстояниям из первой левой колонки – до тех пор пока опять не заблудитесь.
1.а.2. РАССЧИТАТЬ ГРАФИК движения от КВ (n) до КВ (n+1). Норма времени задана в Маршрутном Листе. Но, чтобы потом знать – успеваете вы или нет в каждый момент времени, при движении по заданному маршруту, надо проделать несколько полезных операций. Итак, берем ручку зеленого цвета и считаем ДЛЯ КАЖДОЙ ПОЗИЦИИ (расстояние берем из первой левой колонки ДК, где оно задано составителями, скорость – из “шапки”, где она задана как СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ):
t (требуемое) = S(дорожной книги) /V (средняя)
Но это вовсе не означает, что сейчас-то вы и получите время в чистом виде. Разделив, к примеру, S(дк) = 6,52 на V(средняя)= 70,2 вы получите… Правильно t (требуемое) = 0,09287749….. часов. Это показание надо перевести в часы, минуты и секунды. Делается это путем нажатия кнопки HMS на калькуляторах с функцией времени, или кнопки перевода в “градусы, минуты, секунды” на инженерных калькуляторах. Тем же, кому не повезло, и кто таких кнопок на калькуляторе не завел, предстоит проделать еще 2-3 увлекательные операции:
Целая часть t(требуемое) – это часы. Записываете цифру (в нашем примере это “0”), вычитаете, оставляя дробную часть t(дробное 1).
Оставшуюся дробную часть t (дробное 1) умножаете на 60. Получаете минуты t(мин) =5,5726…. Записываете рядом с уже имеющимся временем в часах (у нас это “0” ) целую часть (у нас это “5”), оставляя дробную часть t(дробное 2).
t(дробное 2)еще раз умножаете на 60. Получаете секунды 0,5726 * 60 = 34, 35… Целая часть – секунды.
Получится ТРЕБУЕМОЕ (расчетное) ВРЕМЯ прибытия в позицию, расположенную на расстоянии 6,52 км от предыдущего КВ (n) при движении с заданной средней скоростью на перегоне от КВ(n) до КВ(n+1) равной 70,2 км/ч.
Для разбираемого примера t(требуемое) в конечном виде будет выглядеть так: 0 часов 5 минут 34 секунды. Для движения от КВ(n) до КВ(n+1) секунды можно отбрасывать и учитывать только часы и минуты.
Теперь вы знаете, в какое время вам следует быть в той или иной позиции при движении от КВ до КВ. А, значит, двигаясь по трассе, вы можете контролировать скорость передвижения и включать голосовой привод управления автомобилем (сообщать пилоту, что надо делать – выбирать опоздание или уменьшать опережение).
УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧИ (N1)
Организаторы – люди органиченные. Правилами Дорожного Движения. Это налагает ограничение и на участников. Контроль выполнения таких ограничений осуществляется по-разному. Можно посадить в кусты сотрудника ГИБДД, вооруженного радаром. Но это дорогостоящий способ контроля, косвенным образом способствующий двусторонним злоупотреблениям. Поэтому организаторы вводят на отрезке пути от КВ до КВ пункты ВКВ. Загадочная аббревиатура расшифровывается как Внезапный Контроль Времени. Задача такого судейского пункта – отлов “низколетящих истребителей”. На этот судейский пункт можно опаздывать, но сильно опережать нельзя. Права человека все-таки не окончательно попираются в ралли 3К и вам дается возможность, проехать чуть быстрее, с тем, чтобы использовать разницу, вызванную опережением для различных столь естественных надобностей. Вся хитрость в том насколько быстрее вы можете ехать. Принцип льготы ВКВ в том, что при движении по маршруту соревнования в неких точках пространства, в которые вы прибываете через каждые 10 минут движения в расчетном режиме (см. расчет графика движения от КВ(n) до КВ (n+1) ) вы получаете разрешение опережать этот график движения на 1 минуту. Регламент точно определяет с какого момента начинается отсчет льготы – с нулевой или с первой. Во втором случае льгота наступает на 11 минуте, в первом – на 10 минуте.
УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧИ (N2)
Вы думали, на этом ваши трудности закончились?. Оставьте, право, составитель трассы – законченный садист в душе. И с упоением усложняют вашу и без того тяжелую жизнь (особенно, если вы с детства ненавидели математику, физику и прочие естественные науки), устраивая ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ (ДС).
ДС – это отрезки пути внутри КВ, которые надо проезжать в ДРУГОМ РЕЖИМЕ, с ДРУГОЙ СРЕДНЕЙ СКОРОСТЬЮ, отличной от СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ движения от КВ (n) до КВ (n+1).
Рассмотрим расчет графика движения по таким ДС, как РД, РГ, РУ. Потому, что остальные ДС подразумевают “валилово”.
Обычно средняя скорость на РД задается в колонке “примечания” от старта ДС. Так как финиш РД в Дорожной книге не указывается, то просчитывать надо график движения как минимум по всем позициям учитывая все смены скорости (если на РД есть длинные прогоны 5-10 и более км, желательно просчитать график движения, “разбив” эти перегоны на километровые отрезки – тогда яснее будет картина “опережения-отставания” от графика).
Средняя скорость в Дорожной книге может задаваться несколькими способами:
(1) “V=NNкм/ч”
(2) “V=ПДД” (как вариант может быть “V=100% ПДД”)
(3) “V=XX%ПДД”.
Это значения средней скорости, которую должен выдерживать экипаж на данном отрезке пути. Т.е., например, от позиции 1 до позиции 9, где прописано изменение скорости. Или до финиша данного ДС, если изменений скорости нет ни на дороге (тут надо внимательно смотреть на знаки, ограничивающие скоростной режим), ни в Дорожной Книге. Как только произошло изменение скорости, например, в позиции 10 Дорожной Книги, то с этой позиции до следующей, например 12, где идет очередная смена скорости, график движения рассчитывается уже исходя из новой, заданной в том или ином виде, скорости.
Итак, понуро опускаем глаза в Дорожную книгу, с тяжелым вздохом берем калькулятор, красную ручку и …
Рассмотрим подробнее три случая задания скорости на ДС и разберемся, что надо делать в каждом из этих случаев:
Случай (1) – скорость со старта ДС “задана в явном виде”. Т.е. во второй справа колонке (раздел примечания) рядом со знаком, обозначающим старт ДС, задано, например “V(дс)=65 км/ч”. Все просто. Выполняете вычисления, которые я описала выше, т.е. делите расстояние из левой колонки S2(дк) (первая позиция после старта), на заданное значение средней скорости на ДС V(дс), т.е. на “65”. Потом – следующее значение S3(дк) на V(дс), т.е. на 65 и так далее, если скорость не меняется. Каждый раз вы получаете время прибытия в следующую позицию начиная от старта. Приводите его к значению “часы, минуты, секунды”, тем же самым способом, что и для движения от КВ до КВ, записываете эти значения рядышком с зелеными цифирьками красным цветом. Вы получили РАСЧЕТНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ на ДС по всем позициям. Такой алгоритм справедлив для случая, когда старт ДС совмещен с КВ и отсчет расстояния начинается с 0. Эта же задача может быть усложнена тем, что КВ и старт ДС являются НЕСОВМЕЩЕННЫМИ (см. определение в Регламенте). Тогда в расчете должно фигурировать пересчитанное расстояние до позиции. Оно вычисляется путем вычитания километража от КВ до старта ДС из каждого значения расстояния, записанного в левой колонке Дорожной Книги, начиная с первой после старта ДС позиции.
По тому же принципу рассчитывается график движения на РГ и РУ, только V(дс) участникам приходится вычислять самостоятельно. Для этого из Маршрутного листа берется длина РГ (РУ) и делится на норматив (временной, обычно обозначается t(дс) ), также задаваемый в Маршрутном листе для данного ДС. Для этих двух типов ДС вычисления графика движения нужно делать до финиша ДС, который обозначен в Дорожной книге.
Вернемся к расчету РД и усложним задачу, а именно введем ИЗМЕНЕНИЕ средней скорости движения на ДС. Например, в позиции m(дк) скорость V(дс) стала не 65, а 70. С того момента, как это произошло, для расчета времени прибытия в каждую следующую позицию (m+1, m+2, и т.д.), в качестве расстояния Sn(дк) необходимо брать значение ДЕЛЬТЫ между двумя последующими позициями ДК, (т.е. дельту m+1, m+2…). В результате каждый раз получаете время, за которое вы должны добраться с изменившейся средней скоростью от предыдущей позиции до следующей – t(позиции…).
РАСЧЕТ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ на ДС производится в этом случае так:
Дельта (m+1) /Vдс = t(позиции m)
Дельта (m+2)/Vдс = t(позиции m+1)
t(позиции m) + t(позиции m+1) = t m+1(прибытия в позицию m+1 СО СТАРТА ДС).
tm+1 – это время движения от старта до позиции m+1. Его записываете красной ручкой в ДК и стараетесь выдерживать по мере возможности включением “голосового привода” управления автомобилем, т.е. попросту орать пилоту “ВАЛИ!!!, ОПАЗДЫВАЕМ НА 2 СЕКУНДЫ” или “САЖАЙ!!! УЖЕ ОПЕРЕДИЛ НА ПОЛЧАСА!!!”. В соответствии с вашими указаниями, пилот или увеличивает, или уменьшает скорость, чтобы выбрать опоздание или уменьшить опережение. Вообще говоря, это занятная штука – управление машиной при помощи голоса, вы не находите? Можно развлекаться так всю гонку, изводя пилота. Правда на финише, если доедете, он может сквитаться, поэтому шлем лучше оставить. До подведения результатов и награждения.
Случай (2) – скорость со старта “задана в неявном виде”, например “V(дс)=ПДД”. Значит надо внимательно смотреть (или надо было внимательно смотреть раньше) по сторонам в поисках прячущихся в кустах знаков ограничения /изменения скоростного режима. Сами будете виноваты, если пролетите мимо оторвавшегося наполовину указателя начала населенного пункта “дер. Гадюкино”, который предписывает вам, невзирая на свой жалкий вид, сменить скорость до положенных 60. И лучше послушаться. И уж обязательно – запомнить это требование ограничения скорости, ибо, не сделав этого, вы не знаете с какой скоростью вам начинать двигаться со старта – 90км/ч, 60 км/ч, 40, 50, 20, 5… В результате, поехав “наобум” непременно привезете опережение или опоздание на ближайший судейский пункт. И получите свою законную пенализацию. (См. и суммируй размеры пеназилаций за ПДД, опережение, опоздание и т.п. в таблице пенализации Регламента).
РАСЧЕТЫ в этом случае делаются так же, как и в усложненном варианте случая 1. Надо научиться делать вычисления быстро, чтобы можно было брать значения расстояния и скорости “с дороги”, если в Дорожной Книге не указана позиция, в которой происходит смена скорости, или это “слепая позиция” (т.е. позиция, в которой не указан километраж). В таких случаях километраж берется с одометра и делится на тарировочный коэффициент “К”, а значения скорости берутся с круглых знаков ограничения скорости или знаков начала /конца населенного пункта. Если не читали ПДД) и не знаете, как выглядят такие знаки, то спросите пилота – он наверняка когда-то читал и, скорее всего, знает. И еще одно: составителю может прийти фантазия ВВЕСТИ ограничение скорости в чистом поле. И вам, скрепя сердце, придется ехать с той скоростью, которую он захотел там назначить.
Случай (3) – скорость не просто “задана в неявном виде”, но еще и “в % от ПДД”. Т.е “V(дс)=ХХ% ПДД” Это особо изощренный вид издевательства над штурманом, предполагающий, что он :
(а) видел последний знак ограничения скоростного режима;
(б) помнит, как он выглядел и что там было написано (включая фон);
(в) может быстро вычислять % соотношение;
(г) успел-таки сообщить результат вычислений пилоту до следующего поворота или дорожной развязки, а не впал в ступор после п. (а) или (б).
Если штурман сумел выполнить все перечисленные пункты, то он достоин награждения доской почета и пилот просто обязан пожизненно кормить его, поить и финансировать ежегодную установку его бронзовых бюстов на исторической родине.
РАСЧЕТ в этом случае дополнительно осложняется вычислением той скорости, которую необходимо выдерживать, т.е. то самое процентное соотношение
Vзнака * ХХ (число процентов) / 100 = V(дс вычисленное)
Рассмотрим пример. В Дорожной Книге в позиции m написано V=70%ПДД, вы в населенном пункте, значит, максимальная скорость равна 60 км/ч. Стало быть скорость должна быть 60*70/100 = 42 км/ч .
Разобравшись с этим можно дальше продолжить вычисления и записи красной ручкой по уже описанной схеме, не забывая каждый раз смотреть, КАК ЗАДАНА СЛЕДУЮЩАЯ СМЕНА СКОРОСТИ.
Ну что, все всЁ поняли? Если нет – возвращаемся в начало. Если поняли – продолжаем погружение.
Теперь, когда стало (надеюсь) более-менее ясно ЧТО можно сосчитать, КОГДА , ЗАЧЕМ и КАК, на что обращать внимание при расчетах, переходим к разделу.
“МАЛЕНЬКИЕ ПОДЛОСТИ и БОЛЬШИЕ ГАДОСТИ, приготовленные ЗАБОТЛИВЫМИ СОСТАВИТЕЛЯМИ Дорожной Книги”.
ПОДЛОСТЬ N1.
Вам дают Дорожную Книгу В МОМЕНТ старта – смиритесь со своей тяжкой судьбой, потому, что ВСЕ действия п. 1.а. вам придется делать ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ. Т.е. в этом случае разумнее сообщить пилоту расстояние до следующей позиции, а то и до 2-3 позиций, описать, как они выглядят в Дорожной книге (см. предыдущую статью о том, как диктовать позиции пилоту) и положиться на его знания ПДД и внимательность к знакам, встречающимся по дороге. Пилот должен быть в этой ситуации нежен и сговорчив, потому, что раздраженный (расстроенный, растерянный) штурман может вести себя некоторое время неадекватно и даже опасно… Лучше оставить его в покое – пусть соберется с мыслями и считает. Вам же лучше будет…
ПОДЛОСТЬ N2.
Если при движении по маршруту вы въехали в населенный пункт, обозначенный знаком “дер. Гадюкино” , а при выезде из него (когда дома, заборы и курятники закончились) НЕ БЫЛО УКАЗАТЕЛЯ “конец населенного пункта “дер. Гадюкино””, то это означает, что ОН И НЕ ЗАКАНЧИВАЛСЯ. И, даже если вокруг уже давно нехоженые медведями поля и глухой лес, надо все равно медленно и печально соблюдать скоростной режим, предписанный предыдущим знаком “начало… дер. Гадюкино””, т.е. все те же 60 км/ч (или ХХ % от 60 км/ч и т.п.). Список подлостей зависит от извращенности ума и наличия отсутствия жалости у составителя Дорожной Книги и может быть продолжен бесконечно в рамках ПДД, толкование которого сравнимо только с толкованием законов, а, как известно количество толкований законов ограничивается только количеством юристов.
Найдено на сайте avtosport.ru